Сколько видеомониторов может контролировать оператор системы видеонаблюдения таким образом, чтобы процесс был эффективным? Такой вопрос задают постоянно в любой стране и в любом месте, где применяется охранное телевидение.
Принимая во внимание общую стоимость системы видеонаблюдения и затраты, связанные с ее обслуживанием, руководство часто, пытаясь сэкономить, старается поставить перед одним оператором как можно большее число мониторов. С инженерной точки зрения редко кто занимается анализом соотношения оператор/количество мониторов, и того, как это отражается на эффективности обнаружения рисков, связанных с безопасностью. Во всяком случае, большое количество мониторов, установленное перед операторами выглядит внушительно. Тем не менее, если слишком большое количество видеомониторов проверяется одним человеком, то тем самым ставится под сомнение надежность выявления происшествий.
В настоящее время почти невозможно получить правильный ответ на поставленный выше вопрос. Было проведено небольшое исследование, результат которого предоставил ответ, который подсказывает здравый смысл – чем больше мониторов мы добавляем, тем больше вероятность снижения процента обнаружения.
Исследование, проведенное несколько лет назад Джимом Олдриджем (Jim Aldridge) из научно-исследовательского подразделения британской полиции (PSDB), рассматривало ту же задачу – насколько эффективно операторы могут обнаружить кого-либо, идущего по улице с зонтиком, при этом использовалось разное число мониторов. Исследователями было установлено, что наблюдатели просматривающие изображения на одном, четырех, шести и девяти мониторах показали точность обнаружения человека с зонтом в процентном выражении соответственно 85%, 74%, 58% и 53%. Исследование PSDB также показало, что наблюдатели были гораздо менее способны обнаруживать цели в глубине картинки (или на участках заднего плана), если использовалось большее число мониторов. В настоящее время аналитическая компания TNO-FEL из Голландии также проводит исследование воздействия увеличения количества мониторов на эффективность системы видеонаблюдения, и я уверен, что будет выявлена подобная тенденция.
Когда мне приходилось заходить в различные диспетчерские, я видел, что в них используются от трех до 35 мониторов на одного оператора. Достаточно интересно было наблюдать, что в таких заведениях, как казино, где обнаружение краж играет важную роль, а люди постоянно двигаются, редко можно увидеть более пяти мониторов на одного оператора, включая контрольные экраны. То же самое можно было наблюдать на предприятиях по обработке алмазов, где на одного оператора приходится не более трех-шести мониторов.
Объединение нескольких операторов в группу, ведущую наблюдение за одной общей панелью из мониторов, и одновременно проверяющими свои локальные мониторы, может быть одним из способов, приближающихся к решению этой задачи с числами. Такой подход, к примеру, используется в городских центрах Кейптауна и Йоханнесбурга. В результате всех исследований в качестве идеального решения выявляется использование единого большого экрана, но даже это не может гарантировать обнаружение, а для малых систем видеонаблюдения такое решение не имеет практического смысла.
Важные моменты, которые следует принять во внимание
С учетом того, что на данном этапе у нас нет готовой формулы для расчета правильного соотношения оператор/мониторы, ниже мной изложены в общих чертах наиболее важные факторы, которые необходимо учитывать. Следует помнить о том, что их нужно применять совокупно и относиться к ним только как к руководству, которое поможет взглянуть на проблему в перспективе.
Насколько очевидным и легким для обнаружения является подозрительное поведение?
Если подозрительное поведение является легко заметным и выделяется на экране, то можно использовать большее число мониторов. Например, нападения и драки банд, происходящие в центре города, легче обнаружить, чем едва различимые, замаскированные движения у стола для игры в рулетку. Однако, есть множество уличных преступлений, такие как карманные кражи и торговля наркотиками, которые различить также трудно. Если в результате инцидента происходят явные разрушения, то всегда легче обнаружить событие такого рода. А если никто не замечает происшествие, так как действия были едва различимыми, то вся ответственность ложится на оператора.
Насколько сложными являются сцены и действия на заднем плане – т.е. в какой степени подозрительное поведение можно распознать на сложном визуальном фоне?
Чем более оживленной является деятельность на наблюдаемой сцене, тем труднее обнаружить на ней что-либо конкретное. Наблюдение за человеком, идущим по пустынной улице в воскресное утро, является гораздо более легким, чем наблюдение за движением людей в переходах крупного торгового центра.
Насколько легко установить разницу между нормальным и подозрительным поведением?
От оператора потребуется большая сосредоточенность внимания, когда преступники пытаются замаскировать преступные действия, сливаясь с деятельностью, происходящей вокруг них.
Какие типы инцидентов могут произойти?
Чем более разнообразны типы происшествий, которые могут произойти, тем большего сосредоточения внимания и продумывания решений потребуется. Выборочный принцип срабатывает в отношении ограниченного числа происшествий. События, не имеющие значения, могут отсеиваться. Например, специалисты, применяющие рентгеновскую радиографию для обнаружения взрывчатых веществ, фокусируют внимание на таких изображениях и выявляют большое их количество во время проверки. Но в то же время, они упускают многое другое, что не имеет отношения к задаче, на выполнении которой они сфокусировали внимание.
Сколько времени уходит на подготовку преступления на месте его предполагаемого совершения?
В некоторых случаях преступникам необходимо подготовить поле действия, занять позицию, дождаться подходящего момента и, наконец, совершить кражу или иное преступление. Это дает оператору больше времени для обнаружения инцидента в процессе его подготовки.
Отображаются ли события на переднем плане, среднем плане, заднем плане или сразу на всех планах
При комбинированном отображении операторам необходимо не просто смотреть на картинку, а в каком-то смысле "сквозь" нее. На практике много раз подтверждалось, что операторы могут упустить события, происходящие на заднем плане, так как сфокусировали внимание на чем-то более заметном, происходящем на первом плане картинки.
Как долго отображения сцен остаются неизменными на мониторе?
Чем дольше определенная картинка остается на экране, тем больше оператор понимает положение дел на данном участке и соответственно предпринимает действия или реагирует на обстановку. Это называется ситуационной осведомленностью и позволяет операторам более легко улавливать изменение условий. Если же отображение сцен происходит цикличным образом, то операторам будет необходимо каждый раз заново осваиваться с ситуацией.
Каков характер среды объекта, за которым ведется наблюдение?
Является ли поведение на контролируемом объекте относительно структурированным и предсказуемым, или же ситуация может меняться быстро и без предупреждения, даже если не происходит серьезного происшествия? Всегда легче вести наблюдение за стабильной средой, а не за меняющейся обстановкой.
Какое влияние оказывают освещение и яркость сцен, отображаемых видеомониторами?
Темные и затененные участки представляют более серьезные трудности для видеонаблюдения по сравнению с ярко освещенными сценами. Однако еще более серьезной проблемой является близкое размещение на видеомониторе ярко освещенных и темных сцен. Такие помехи как дождь также могут затруднять динамику просмотра.
Какова вероятность того, что происшествия и подозрительное поведение будут отображаться на более чем одном видеомониторе?
Как правило, на некоторых сценах или в помещениях время от времени происходит спад активности. Операторы часто используют это для "отдыха" относительно данного участка и переносят внимание на те площадки, где наблюдается более высокая активность. Тем не менее, если существуют равные возможности отображения происшествий на всех видеомониторах и всем им поэтому должно уделяться равное внимание, то разделение времени оператора при наблюдении за различными видеомониторами может напрямую сказываться на вероятности обнаружения.
Существуют еще несколько факторов, влияющих на количество контролируемых видеомониторов. Если в обязанности операторов входит выполнение множества различных задач (ответы на телефонные звонки, запись показаний датчиков, контроль доступа и т.д.), то внимание к задачам видеонаблюдения в целом снижается и, как следствие, внимание к отдельным экранам также снижается.
Следует также учитывать такие факторы, как размер экранов, четкость изображения и расстояние от экранов до оператора. Применение таких функций, как активация экранов по тревожному событию, может повысить эффективность обнаружения, а там, где отмечается большое количество ложных тревог – снизить число ложных вызовов.
Правильный ответ на вопрос, какое количество экранов должно контролироваться одним оператором, можно будет получить в будущем, применяя формулу, учитывающую все вышеназванные факторы. А пока что нужно придерживаться решений, основанных на здравом смысле. Следует также помнить, что всегда будут более напряженные периоды и менее оживленные периоды.
В практическом плане, вам следует просчитать, насколько важным для вашего предприятия является обнаружение рисков для безопасности – таким образом вы можете определить в количественном выражении стоимость сбоев в обнаружении рисков относительно трудозатрат и затрат на оборудование, и на основании этого максимально увеличить эффективность соотношения "оператор/мониторы".
Данная статья подготовлена Крейгом Доналдом (Craig Donald),
Leaderware для журнала Hi-Tech Security Solutions.
Источник: www.sec4all.net